Новости NEOMAKER

Гастродарки и Грейсторы: про "темную" сторону коммерческой недвижимости

новые и интересные форматы встроенных коммерческих помещений на первых этажах ЖК
В копилку интересных новых форматов. Слова «дарк китчен, «гастродарк», «даркстор» и «грейстор» скоро вам будут встречаться все чаще😊 Все они связаны с английским словом «дарк» - «темное помещение без окон».

Развитие онлайн-торговли и разных доставок приводит к появлению новых интересных форматов. Первые «темные рестораны и магазины» в нынешнем виде появились в России и мире в 2015-2017 гг. А вообще история таких магазинов началась в 2009 году в Великобритании, когда руководители сети супермаркетов Sainsbury’s хотели популяризировать онлайн-торговлю, но эти попытки получились неудачными: было мало заказов. Вторично этот формат был использован компанией Tesco в 2009-м году, и именно тогда возник термин “дарк стор”. Новое дыхание "темные" объекты получили с развитием онлайн-технологий и городской логистики.

Даркитчен («темная кухня») – это кухни и рестораны, работающие только на доставку (выдают готовую еду для развоза курьерами). Гостем туда зайти нельзя – там нет зала обслуживания. Такие объекты уже можно встретить в множестве российских городов, а арендуют они площади чаще всего в каких-либо индустриальных зонах.

Даркстор («темный магазин») – это формат склада-магазина, работающего только на выполнение онлайн-заказов (быстро собрать и отправить в доставку). Здесь вы тоже не встретите покупателей. Основная задача дарксторов – это быстрый сбор и отправка заказов на доставку. Пример даркстора – «Самокат», «Яндекс Лавка».

Грейстор («серый магазин») - обычный магазин + дополнительная площадь под даркстор. В грейсторе покупатели могут совершать покупки как в обычном магазине, так и через онлайн-заказы. Часть помещения используется для выполнения интернет-заказов, что делает такой формат гибким и универсальным. Это позволяет ритейлерам обслуживать как традиционных, так и онлайн-клиентов.

Гастродарк – придумка маркетологов ВкусВилла. Гибридный формат, появившийся из жизни. Так, когда представители «ВкусВилла» приехали смотреть помещение под даркстор (склад), они увидели, что помещение находится в проходном месте, имеет панорамные окна, удачную планировку и отдельный вход с улицы. 550 кв.м. оставили под склад для онлайн-заказов, а на 250 кв.м. для покупателей разместили сервисы «Сгоряча», «Кафе-пекарня», а также рыбные и мясные витрины. Плюс – здесь можно забрать свои заказы самовывозом, чего в других дарксторах нет.

Для размещения даркстора подходят различные помещения, например:

·Складские помещения с широкими проходами. Обычно крупные ритейлеры организуют дарксторы в таких объектах или в своих сетевых магазинах, занимая до 1000 кв. м.

·Подвалы или первые этажи жилых домов и административных зданий. Это позволяет быть ближе к покупателям и обеспечивать быструю доставку товаров. Площадь таких дарксторов часто не превышает 100 кв. м.

·Большие помещения до 20 000 кв. м. Они располагаются в промзонах или за городом и предназначены для обслуживания больших территорий.

При выборе помещения для даркстора также важно, чтобы к нему было удобно подъехать и организовать разгрузку, а также был свободный проезд пожарной техники. Ещё в помещении нужно предусмотреть административно-бытовые помещения, место для отдыха и ожидания заказов курьеров, а рядом — место для парковки их велосипедов или самокатов.

В целом, при создании новых жилых комплексов и районов, разработке концепции коммерческой инфраструктуры, необходимо учитывать следующие тренды:

·Уменьшение площади традиционных оффлайн-магазинов

·Тренд на появление прочих гибридных форматов («шоу-рум+обработка онлайн-заказов», «онлайн-заказы + сервис», «клуб по интересам + шоу-рум» и т.п.)

·Дальнейшее развитие онлайн-торговли и связанной с ней логистики. В новом ЖК может появиться целая галерея новых форматов («онлайн-хаб»).

Мы в своей работе активно за развитием новых форматов и часто рекомендуем их к применению на новых территориях.
Гастродарк от ВкусВилла
Даркстор от "Самоката":
Алексей Коноплев,

Маркетинг-эксперт

Основатель

Делайновое.рф / Neomaker.ru - делаем коммерческую недвижимость драйвером территорий! Наращиваем ценность территорий на основе 17 -летнего опыта разработки концепций коммерческой инфраструктуры и жилой недвижимости в разных регионах России. Основной подрядчик консалтинговых компаний GMK и DeVision по направлению "Коммерческая недвижимость".
Made on
Tilda